Новости

Светлана К-Лие: Искусство обслуживает народ, но за деньги богатых людей


altС 31 мая по 4 июня в Госдуме РФ проходит выставка «Устойчивое развитие территорий субъектов РФ в области природопользования и экологии». В выставке помимо общественных российских и международных экологических организаций принимает участие живущая в Великобритании известная российская художница и скульптор Светлана К-Лие. В день открытия экспозиции Светлана К-Лие встретилась с корреспондентом «Бизнес-Стиля».

Корреспондент: Светлана, судя по публикациям в западной прессе, май для Вас был заполнен самыми разнообразными знаковыми событиями?

Светлана К-Лие: Вы правы. Май — это время проведения традиционного Брайтоновского фестиваля, где я в этом году участвовала сразу в трех проектах. (Брайтон — самый богемный и аристократичный морской курорт в Великобритании. — Прим. ред.) Первый «сольный», так называемый Open House Project, второй — вместе с группой молодых европейских художников. Кроме того, из 21 художника я была выбрана на приз Shortlisted for the House Open Prizes as part of the Brighton Festival. Также в мае вошла в Shortlisted for the Annya Sand Prize, London. На этот приз меня выдвинули в рамках Russian Art Fair — первой и единственной за рубежом ярмарки русского искусства, которая откроется 9 июня в Лондоне. Экспозиция моих работ, выставленная в Государственной думе, — тоже серьезный этап в моей творческой биографии. Ну и опять-таки получила резиденцию в Париже — уезжаю работать туда на все лето.

Корр.: С чем связано Ваше участие в выставке, посвященной проблемам защиты окружающей среды? Как давно Вы начали размышлять об экологических проблемах?

С. К.-Л.: У художников XXI века есть все: это свободная профессия, мы можем дышать воздухом всего мира, отражая все его тенденции и нюансы. Я убеждена, что тема экологии является сегодня наипервейшей.

У россиян имеется такое заблуждение, мол, на Западе все есть, и они от скуки занимаются защитой окружающей среды. Это правда, но лишь отчасти. Там люди действительно живут проблемами общества. Например, утилизация пластика — это проблема, с которой столкнулся весь мир. За последние годы было произведено огромное количество полимеров, но мы никогда не задумывались, как все это будет храниться и перерабатываться. Многие — даже на государственном уровне — не понимают опасности технологического прогресса, в молодости они просто не были образованны под все возрастающий уровень технологий и не видят приближающейся катастрофы. Если мы, образованные и думающие люди, не будем напоминать им об этом, не будем думать над своим будущим, экологический апокалипсис наступит еще быстрее.

Корр.: Вы давно и успешно работаете на Западе. Чем отличается западный подход к поддержке современного искусства и молодых художников от российского?

С. К.-Л.: На Западе работает другая система образования, воспитания и бизнеса. Люди принимают непосредственное участие в общественных процессах, являясь частью живого органичного формирования культуры. К примеру, творческие конкурсы проходят на всех уровнях общеобразовательной системы, и если ты талантлив, тебя с радостью подхватит потребительская среда, воспользовавшись твоим талантом на взаимовыгодных условиях. Или другой пример, во всех платных школах есть так называемая система «сколаршип», когда любой ребенок может подать туда документы и претендовать на бесплатное образование ввиду своих исключительных способностей.

Я знаю молодого русского человека, который, поступив на платное обучение в элитный колледж искусств Сэйнт Мартинс, сразу же получил предложение от модельного дома Александра Маккуина делать для него эскизы. Фактически он благодаря своему таланту мгновенно стал частью мирового бренда и пошел дальше. Я сама за последний месяц участвовала в пяти конкурсах, а их в Англии сотни. В двух вошла в двадцатку лучших — меня сразу пригласили поучаствовать еще в десяти, а также дали возможность выставляться в центре Лондона. Причем, в отличие от России, не потребовав за это ни копейки. На Западе если твое искусство интересно и прогрессивно, то оно востребовано.

Также существует немало социальных программ, связанных с выделением художникам творческих мастерских — резиденций, где они совместно проживают, платя минимальные деньги за аренду помещения.

Корр.: На Западе это часть общей культуры. Модно и престижно поддерживать художников — давать им разнообразные гранты. А как, на Ваш взгляд, обстоят дела в России?

С.К.-Л.: К сожалению, в современной России государство практически ушло в сторону от поддержки молодых художников. Его внимание в большей степени привлечено к кинематографу, театру. Люди же, создающие иное визуальное искусство, оказались в стороне. Они или ушли в коммерческие галереи, или стали создавать некоммерческое и неформатное искусство. Но согласитесь, у любой галереи достаточно лимитированный зритель, она не может охватить масштаб всей страны.

Искусство, безусловно, — это такая узкая отрасль, которая заказывается меценатами, государством, церковью. Искусство обслуживает народ, но за деньги богатых людей. Все крупные частные коллекции в результате формируют музейные экспозиции. Так же как коллекции Морозова и Щукина стали основой для создания Третьяковской галереи.

Принципиальное отличие от Запада в том, что российское государство не поддерживает ни молодых, ни старых художников. Определенное напряжение, создавшееся в стране, сформировало упадническую обстановку в культуре.

У русского человека мировоззрение другое, нельзя сказать, лучше оно или хуже. Но мне бы очень хотелось, чтобы Россия выжила и как страна, и как культурная нация, ориентируясь на огромный мировой опыт в поддержке молодых и талантливых авторов.

Светлана K-Лие — современный художник, свободно владеющий различными видами традиционного и современного искусства — это инсталляция, скульптура, живопись, рисунок, офорт, фотография. Светлана родилась в Москве, живет в городе Льюис (Великобритания). Художница с успехом участвует в коллективных выставках в Лондоне, Москве, Париже, а также периодически представляет в Европе свои персональные экспозиции. Член Международного фонда искусства (Москва), Союза женщин-художников России, Московского союза художников (секции «Скульптура» и «Офорт»). Обладатель наград «Лучший молодой скульптор России в возрасте до 33 лет» (2005), «Лучшая женщина-скульптор России» (2004).

Читать так же:  Какая эпиляция сейчас в моде?

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button